Ватикан. Ватиканские музеи и Сикстинская капелла.

Пост обновлен сент. 26


Собор и площадь святого Петра в Ватикане

ВАТИКАН - город-государство в миниатюре.

Ватикан – самое маленькое государство в мире. Оно занимает менее половины квадратного километра. Территорию Ватикана можно охватить одним взглядом с купола собора св.Петра. Ватикан является независимым государством, во главе которого стоит папа Римский, верховный жрец всех католических христиан мира. Ватикану как государству нет еще и 100 лет. Он был основан 11 февраля 1929 года после подписания Латеранских соглашений, которые были заключены между Святым Престолом и Италией. Однако Ватикан уникален не только своими размерами, но и тем, что его территория полностью занята культурно-историческими ценностями и природными памятниками. О папских музеях принято говорить во множественном числе, потому что они хранят произведения всех видов искусств, все разновидности изделий, созданных человеческими руками в разные эпохи и в различных уголках земного шара. Ватиканские музеи разрастались благодаря постоянным приобретениям и дополнениям на протяжении нескольких веков, начиная с 1506 г., когда при папе Юлии II делла Ровере на холме Бельведер был установлен только что извлеченный из земли «Лаокоон». Музеи росли и расширялись до тех пор, пока не заполнили собой все помещения Ватиканского дворца, сооруженные в качестве жилья или парадных залов (Капелла Николина и Сикстинская капелла, Станцы Рафаэля, апартаменты Борджиа). Здесь можно увидеть памятники наследия греческой и римской скульптуры, древнейшей цивилизации Средиземноморья, а также полюбоваться произведениями выдающихся художников от Джотто до Караваджо, Джованни Беллини, Леонардо да Винчи, Пуссена, собранными в Ватиканской пинакотеке.

ЗАКАЗАТЬ ЭКСКУР

Сикстинская  Капелла.

Среди  Ватиканских построек, скрытой между средневековыми стенами апостольского дворца, расположен один из величайших шедевров Ватикана – Сикстинская Капелла. Она была построена в 1475 г. по приказу Папы Сикста IV на фундаменте бывшей домовой церкви. Этот факт будет иметь существенное значение для ее истории. На северной стороне стены появляются фрески из жизни Христа, на южной – цикл фресок, рассказывающих жизнь Моисея. Авторами фресок являются Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Россели. Над  алтарем их соединяла фреска Перуджино « Вознесение Девы Марии», потолок украшало усеянное звездами небо работы Пьеро Д’Амелия. Спустя 30 лет на потолке Капеллы появляется проходящая через всю ее длину трещина. Папа Юлий II велит ее убрать и берет для этой работы Микеланджело. Проходит 20 лет и на стене за алтарем появляется фреска «Страшный Суд» Микеланджело. Фрески Перуджино, Гирландайо и Д’Амелио убраны. Тогда, конечно, фресок не создавали на века. Сегодня для нас -  это великолепные шедевры искусства, бережно хранимые человечеством, а в те времена фрески существовали лишь по несколько лет, чтобы в определенных ситуациях доносить для людей какие-то идеи. Затем, когда идеи менялись, фрески заменялись новыми, согласно желанию заказчика. В первый момент Микеланджело решительно отказывается, но не фрески предшественников являются причиной отказа. Мастер считает себя прежде всего скульптором, архитектором. Он работает над будущим надгробием Папы Юлия. Папа не уступает. В конце концов после 2 лет уговоров и угроз Микеланджело соглашается. Юлий сказал: “Нарисуй наверху 12 апостолов и немного орнамента”, - рассказывает сам  Микеланджело, а он отвечает: “Но это очень убого”. “Почему убого?”- “ Потому что апостолы были бедны!”  Все свои сюжеты очевидно, что Микеланджело обсудил и с Папой и с теологами. Целые века капелла является местом культа. Здесь проходят церковные службы, многочисленные церемонии, созывается Конклав. Со временем фрески Микеланджело начинают исчезать. Честно говоря, самый большой вред Сикстинской капелле был причинен реставраторами минувших столетий 17,18,19 вв. Они покрыли фрески субстанциями в результате приведшими к тому, что краски стали исчезать.    ​

Папская коллекция - история Ватиканских музеев.

Глядя на Ватикан с северной стороны  Базилики, можно увидеть старинное архитектурное сооружение - Бельведерскую нишу, венчавшую когда-то Бельведерский дворец, а сегодня – самое высокое здание, хранящих в себе собрания произведений искусств. Заведующим музеем является Ватиканский премьер-министр. В музеях работает свыше 400 человек, многие из них: эксперты, охранники. Они должны быть расположены на территории всех музеев, чтобы избежать краж и других неприятных событий. Для сравнения можно сказать, что в Лувре работает 2 тыс. человек, в  Меtropolitan Museum  – более 1300. Ватиканские Музеи уже сами по себе шедевры искусства: лифт в стиле модерн поднимает нас на ультра современный внутренний дворик, на который выходит, построенная в 2000 году, платформа и винтовая лестница. Сам дворик является cвязующим звеном между зданиями музеев, каждый из которых, начиная с эпохи Возрождения, представляет собой различные архитектурные стили, появившиеся в истории нашей цивилизации. Пустые залы и коридоры музеев – это редкая картина. Утром  эти просторные помещения заполнятся тысячами туристов со всего мира, которые, в известной всем очереди, не менее известной, чем сами музеи, смиренно ожидают открытие музейных ворот. Эти ворота Ватикан открывает как можно шире, по сколько музеи не имеют правительственных субсидий. Входные билеты позволяют содержать все это художественное наследие, оплачивать постоянные счета и выплачивать зарплату сотрудникам. Они покрывают  из этих средств все необходимые расходы. Ватикан является одним из немногих, если не единственным музеем в мире, который в состоянии покрыть все расходы по своему содержанию, полученных за билеты. Ватиканские музеи, а мы говорим о них во множественном числе, состоят в основном из 4-х музеев, каждый из которых делится на 3 или 4 коллекции, а также ансамбля папских часовен, апартаментов, залов для аудиенции. К сожалению, в течение последних лет, случались кражи. В этих случаях с Ватиканом сотрудничают итал. силы правопорядка и соответствующие учреждения, такие как: группа карабинеров по защите произведений искусства, которые также носит название «Защита культурного наследия». Ватикан также сотрудничает с финансовой гвардией. И совместно с Ватиканом им удается разыскать пропавшие предметы. Музеи Пио Клементино – это  самая старая Ватиканская коллекция древних скульптур, мозаик и саркофагов. Назван музей в честь двух Пап: Пия VI и Клементия XIV. Именно благодаря им появилось здание, в котором были собраны, ранее разбросанные по Ватикану и Папским дворцам , античные произведения искусств. В первый раз экспонаты были размещены согласно науке. 11 залов были обустроены Эннио Висконти. Отдельно были собраны скульптуры зверей, бюсты богов,  богинь, известных римских личностей,  выставлена мозаика и саркофаги. Пио Клементио также является первым Ватиканским музеем, в котором экспонаты собраны не для удовлетворения эстетических вкусов одного коллекционера, а с целью сохранения их для будущих поколений и для защиты от краж, уничтожения и вывоза из Италии. Честно говоря, трудно представить себе вора, выносящего одну из античных скульптур. Тем более, что спрос на произведения искусства, украденных из музеев, практически не существует. Репродукцию каждого из них можно найти практически во всех учебниках по истории искусств. Таким образом, исключительность скульптур является отличной защитой от возможной кражи. И это не единственная преграда. Все объекты Ватиканских музеев находятся на территории государства Ватикан, и благодаря этому, они трудно доступны   для того, кто бы намеривался организовать кражу или тайно ворваться на территорию музеев. Кроме того, каждый из экспонатов застрахован. Хотя говорят, что отдельный экспонат из  Ватиканской коллекции, застрахован всего на 1 евро, так как очевидно, что их рыночная стоимость равна «0» в отличие от художественной ценности, которую, наверно, невозможно определить какой-либо суммой денег. Хотя музеи стараются не искушать судьбу. Случаи аренды какого-либо экспоната необычайно редки. Существуют произведения искусства, картины, скульптуры, которые не должны вывозиться, что определяется степенью риска, однако, иногда, все-таки происходит из культурных соображений или для укрепления международных отношений. Но этого  не должно быть, если существует риск утраты навсегда данного произведения и лишение следующих поколений счастливой возможности увидеть его когда-либо. Октагон – именно здесь собраны скульптуры, стоявшие когда-то в саду, созданном Папой Юлием II. Над входом в сад Папа  Юлий велел поместить надпись: “ Удалитесь отсюда недостойные”. Здесь начинается история Папской коллекции, история музеев Ватикана. Ватиканские музеи возникают сначала, как собрания римской античной культуры. Такова была первоначальная идея первых Пап, собрать здесь в Ватикане скульптуры Римской империи. Первой скульптурой, установленной здесь в 1506 году при Понтификате Юлия II является группа Лаокоона, сплетенные в смертном объятии тела, минута борьбы и агонии, наготà – языческая скульптура в Ватикане. При Юлии II это могло вызвать шок. Античные скульптуры так сильно отличаются от уходящей в прошлое готики, предсказывали наступление новых времен. В начале 15 века стали говорить: ”О Боже, это ведь не мы, это не наше естество, это ведь только импорт, культурный импорт, а античность наша более значима. Вернемся же к ней”. Бельведерский бюст – очередная скульптура из сада Папы Юлия. Ее поза, полная динамики, реалистичность представлений человеческого тела, вдохновили и помогли развиться по полному экспрессии и внутренней энергии стилю, так называемой фигуративной живописи. Это стиль прослеживается во фресках Микеладжело в Сикстинской Капелле. Коллекция Юлия II была, однако, частной. Это было начало. Музей, как таковой, возникает лишь во времена Понтификата Клемента XIII в середине 18 века. Папа учреждает пост директора музея и велит  нанять охрану. Издан также первый иллюстрированный путеводитель по музею. В конце 18 века над Папским собранием античных экспонатов в первый и в последний раз нависает угроза их абсолютного уничтожения. Вовлеченная в войны, Наполеоновская Европа, не совсем подходящее место для музеев. Французская республика оказывается под угрозой, против которой даже Папа становится бессильным. Наполеон хотел забрать все сокровища из стран, которые завоевал, в отель Де Сувиз в Париже. Он забрал из Ватикана довольно много вещей, но большая часть их вернулась в апостольскую столицу после Венецианского Конгресса в 1815 году. Однако много вещей пропало. Наполеон распоряжается привести на 500 телегах Ватиканское собрание экспонатов в Париж. В пустых залах остаются лишь голые постаменты, витрины и ящики. Лишь Венский Конгресс велит Франции вернуть награбленное. Мы можем сказать, что около 70% произведений искусства, вывезенных Наполеоном,   удалось получить обратно. Те, которые не удалось вернуть, Папа подарил Франции. Возвращение в Ватикан украденных произведений искусства – это попытка в очередной раз восстановить музей. Новый директор музея – Антонио Канова, избранный Папой Пием VII вводит регламент работы музея. Определены часы работы музея и дни, в которые музеи закрыты для посетителей, увеличен персонал. В сер. 19 века работники музея получают мундиры и постоянное жалование, создаются новые сектора. Статую Аполлона Бельведерского купил Юлий II, когда был еще кардиналом. Юлий не боялся античной скульптуры, он видел в ней вдохновение, видел, подобно Божьему, стремление к совершенству скульптора, при изображении человека. Из скульптур, собранных в октагоне, родился итальянский ренессанс, из которого возникла наша современная цивилизация. Это – место магии, начало начал. Это такое место, что если кому-нибудь удастся ощутить ту особую атмосферу этой площадки из собранных там произведений искусств, то он испытывает необыкновенное чувство , попадая в те далекие времена, которые имели огромное влияние на жизнь многих людей. В 1822 году «Двор еловой  шишки» пополняет новая постройка “Braccio nuovo” (новое крыло). Пий VII, осознавая необходимость , как можно быстрее справиться с последствиями катастрофы, которой было для музея Наполеоновское нашествие, предпринимает действие, ставшее мощным толчком для развития музея. Именно в это время, Папа Пий VII ( Папа Пьеро Монти )  дает распоряжение выделить деньги для покупки новых произведений искусства. Кроме того, он издает  Декрет, объявляющий все памятники старины, найденные под землей, общественной собственностью. Именно поэтому, Ватиканский музей еще до Венского Конгресса смог создать новую коллекцию, положившую начало музея Пьеро Монти. А когда  после Венского Конгресса  в Ватикан вернулись произведения искусства нужно было построить новые здания для музея, чтобы все поместить. Так возникло Новое крыло музея. Круг истории замыкается : в Новом крыле выставляется Нил, одна из трех античных скульптур, привезенных в Папскую коллекцию Юлием II. 19 век – это время, которое способствовало развитию музеев. В состав Ватиканских  Музеев входят новые сектора. Здесь вы видите затейливый потолок, безумие позолоты, алебастр, отделан под мрамор цветов и картин. Это потолок Галереи Карт, бывшей галереи апостольского дворца, на стенах которых Папа Григорий VII, властвовавший в 1580-85 гг. велел нарисовать серию карт Апеннинского полуострова. Карты представляют территорию церковной области, многочисленные итальянские города-республики, княжества, области, завоеванные Кесарем. Мы можем найти здесь карты двух морских республик. Вот, вечно ссорившаяся с Папством, упрямая и независимая Венеция. Рядом находится карта Генуэзской республики, веками оказывающая поддержку Папству, предоставляя ему на время войн галеры, моряков и солдат. У входа нарисована чудесная панорама и одновременно карта осады столицы Мальты сорокатысячным войском турецких войск. Ее всего лишь защищали 9 тысяч мальтийских рыцарей. Реализм карт, точности их деталей способствовали тому, что несмотря на уже уставшие глаза, мы не в состоянии оторвать от них взгляда. А после изучения карт, мы попадаем в круговорот красок, фигур и позолоты, льющейся на нас с потолка. На краю Ватиканских садов находится газон, напоминающий существовавший когда-то здесь квадратный сад, основанный в 15 веке Папой Павлом III. Это самая спокойная часть Ватикана. Поэтому  швейцарские гвардейцы часто здесь занимаются строевой подготовкой. Над газоном, как воспоминания, возвышается здание Пинакотеки – Ватиканской коллекции живописи. Когда, после Наполеоновского ограбления, в Ватикан вернулось собрание картин, их поместили в апартаменты  Борджиа и в другие помещения. То есть коллекция была разбросана по многим местам. Лишь спустя более чем 100 лет в 1932 году появляется Пинакотека, в которой наконец находит свое место коллекция сакральной живописи. Почти год  продолжается переезд собрания картин на новое место. Особенно бережно переносили в Пинакотеку «Вознесение» Рафаэля. Наполнена драматизмом, трагедией и болью картина в стиле барокко «Снятие с Креста» Караваджо. Барокко было тем стилем, который пытался убедить , было искусством внушения, старалось показать людям истину веры. Пинакотека – одна з лучших коллекций религиозной живописи в мире. Собранные здесь картины представляют историю стилей и направлений, определявших пути религиозной Европейской живописи. В Пинакотеке можем увидеть, как менялся способ изображения библейских сцен, как изменялся образ Христа, Мадонны и Святых. Маньеристическое «Снятие с Креста» Тициана соседствует с аскетическими картинами Перуджино. Позирующая эфирная Мадонна, окруженная фигурами, застывших в полном почтении позах. «Мадонна с младенцем» - картина, которая украшала Квиринальский дворец в Риме, когда он являлся резиденцией Пап, управляющих Церковной областью. Сегодня это резиденция Президента Италии. И, наконец, жемчужина Ватиканской коллекции –удивительный и опережающий на целые годы свое время «Святой Иероним» Леонардо Да Винчи. Незаконченный, утраченный и вновь приобретенный. Он находился в частной коллекции кардинала Фише, дяди Наполеона Бонапарта. Необыкновенная, поражающая всех картина, имеющая необычную историю. Произведение Леонардо было порезано пилой. И главная его часть с лицом святого Иеронима, использовалась в качестве табурета в мастерской сапожника. И кардинал узнал эту картину сразу же и купил этот табурет у мастера за бесценок. Таким образом удалось собрать по кускам картину, которую Леонардо не закончил. Это не единственное произведение художника в Ватиканской коллекции, но единственное к югу от Флоренции. Это единственный Леонардо, который у нас имеется  в Риме. Еще 1 Тициан – статичный и торжественный портрет Дожа. Картины такие разные и такие проникновенные, благодаря которым мы осознаем вечность веры и постоянные перемены в нашей цивилизации. То, что кануло в Лету и то, что продолжается вечно, символом чего и являются Ватиканские музеи.

Автор: Елена Кириллова - лицензированный гид в Италии. italypassion.ip@gmail.com


#ватикан #ватиканские_музеи #сикстинская_капелла #страшный_суд #папская_коллекция #история_ватиканских_музеев


Страшный Суд

















Просмотров: 0
 

Подпишитесь

  • VK Share
  • Facebook
  • YouTube
  • Instagram

©2020 Elena Kirillova  Italy Passion On Line Italian Art Club.  italypassion.ip@gmail.com.   tel/whatsapp/viber/telegram: +39 3285897638