НЕАПОЛЬ.

   Вне сомнения, это один из самых красивых городов мира, где так счастливо переплелись мягкость климата, веселый нрав обитателей, богатство истории и художественного достояния, живописность окружающей природы и великие достижения кулинарии. Город основали греки в VII веке до Р.Х., назвав его Партенопея (согласно легенде, так звали обитавшую в этих местах сирену). Впоследствии он получил другое имя, Неаполис, т.е. “ Новый город”. При римлянах он стал популярен как курорт, сохранив при этом высокую греческую культуру. Тут жили Нерон, Лукулл, Вергилий.
Царственный конус Везувия–одна из главных “визитных карточек” Неаполитанского залива. Это действующий вулкан, 1277 м высотою, образовавшийся из древнего вулканического комплекса Монте Сомма. Самое известное извержение вулкана произошло в 79 году н.э., когда после крупного землетрясения, Везувий похоронил под грудой пепла и лавы ряд городов – Помпеи, Геркуланум, Стабии. Свидетелем катастрофы и ее жертвой стал историк Плиний Старший, которого привел к Везувию исследовательский интерес. Его 18-летний племянник Плиний Младший подробно описал катастрофу. С тех пор извержения происходили достаточно часто: последнее большое – в 1944 году. Зона Везувия еще в античные времена прославилась плодородием почвы (благодаря лаве) и особыми сортами винограда, давшими впоследствии немало отличных вин, типа Lacrima Cristi. Среди современных поселков вокруг вулкана везде встречаются красивейшие виллы XVIII века.
   Экскурсия к кратеру Везувия оставляет неизгладимое впечатление своей роскошной панорамой на весь регион Кампанья и Тирренское море.
Неаполь является главным городом на юге Италии. Это третий по величине город в стране. Расположенный у подножья Везувия, на северном берегу Неаполитанского залива. Неаполь представляет собой важный морской порт. Здесь помимо судостроительных заводов активно развиваются сталелитейная и нефтяная отрасли, а также производство фарфора. Здесь сочетаются бедность и достаток, современные технологии и традиции.
   В самом противоречивом городе Италии, Неаполе, жизнь протекает более шумно и ярко, чем в остальных городах. Туристов привлекают солнечный климат и исторические памятники. Это квинтэссенция Италии, полная ярких, иногда карикатурных, образов. Множество местных жительниц очень похожи на созданный Софи Лорен образ итальянки. Кроме Софи Лорен, здесь родился Карузо. За ощущением подлинного итальянского духа сюда приезжают даже итальянцы из северных регионов страны.
 
   Сегодня характерны для Неаполя культурный подъем и борьба с преступностью. Полные достопримечательностей маршруты туристов переплетаются с обычными улочками, с их буднями, бельем на веревках, воровством.
История экономической жизни Неаполя тесно связана с портом. Со времен основания в 8 веке до н.э. Неаполь постоянно подвергался различным посягательствам, в связи со своим выгодным расположением. Это греческое поселение 327 году до н.э. захватили римляне. К византийскому герцогству Неаполь относился в 7-м веке. К Сицилии – позднее. Столицей Неаполитанского королевства город стал в 1266 году, при Карле Анжуйском. В этот период город процветал. Карл расширял его границы, украшал церквями и дворцами. Здесь правили, после Анжуйских и Арагонских, Габсбурги, Бурбоны, Бонапарты, династия Савойя.
   Неаполь делится на старый центр, деловой район и новый административный район. На холмах Сан Мартино и Вомеро, Посиллипо и Каподимонте лежат другие районы города. Восточнее Неаполя находятся наилучшим образом сохранившиеся античные города Помпеи и Геркуланум. А также вулкан Везувий, без которого окрестности города даже сложно представить.
 Среди самых знаменитых достопримечательностей города - Национальный Археологический музей, Галерея Каподимонте и Новый Замок, Монастырь Сан Мартино и Королевский Дворец, а также капелла Сан Дженнаро. Более похожий на восточный базар, чем на европейский город, Неаполь находят утомительным. Но есть в нем и очарование, умение наслаждаться жизнью.
 
Помпеи.
 
   Помпеи - один из наиболее достопримечательных исторических памятников Италии, которому посвящено множество исследований и описаний. Помпеи и Геркуланум - два римских города, которые были расположены в юго-западной части Средней Италии, в области Кампания (букв. - «страна полей»), которую благодаря красотам Неаполитанского залива и благоприятным условиям обитания в древности, обычно называли «Счастливой Кампанией».
  Местонахождение Помпеи было обнаружено только в XVII в. при постройке водопровода, но целенаправленные раскопки здесь начали лишь в XVIII в., а на более научной основе продолжили в XIX и XX вв. Благодаря работе археологов, которые расчистили территорию города, восстановили разрушенное и поврежденное, Помпеи превратились в большой археологический музей под открытым небом, позволяющий представить себе, каким был италийский город более чем 2000 лет назад. Н.В. Гоголь увидел в нем «прекрасные небеса, мир, богатый искусством и человеком».
 
История Помпеи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   Согласно истории, город Помпеи был основан еще в VIII в. до н.э., и сначала принадлежал этрускам, грекам, самнитам, а затем перешел к римлянам. Он был небольшим, но процветающим торговым центром. Местное население занималось главным образом рыбной ловлей и производством оливкового масла. Словом, это был провинциальный, ничем особенно не выделявшимся городом. Известность он приобрел в 79 г. н.э., когда произошло извержение вулкана Везувий, у подножия которого он был расположен. Везувий, бездействовавший многие столетия, неожиданно пробудился. Сначала над его кратером появилось облако горячего пара и пепла, а 24 августа началось сильное землетрясение, сопровождавшееся выбросом из расколовшегося жерла вулкана огромной массы камней, пепла, вулканической грязи и лавы. Нависшая над Везувием туча опускалась все ниже, наступивший мрак прорезывали только вспышки огня.
   Завершивший извержение горячий ливень как бы сцементировал все эти вулканические выбросы. В результате цветущая прибрежная зона Неаполитанского залива за один день превратилась в безжизненную пустыню. Город Помпеи был разрушен каменными бомбами, вылетавшими из жерла вулкана, засыпан вулканическим пеплом, залит горячим дождем. Хотя большинству жителей города удалось спастись, многие все же погибли. Среди них оказался и знаменитый римский писатель Плиний Старший, гибель которого подробно описал его племянник Плиний Младший в письмах к историку Корнелию Тациту. Да и спасенным пришлось пережить все ужасы неожиданного бегства, потерю имущества. Достаточно вспомнить знаменитую картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи».
Рассказы об этой страшной катастрофе еще долго жили в людской памяти. Но прошли столетия, и никто уже не представлял себе, где именно находился город. Когда местные крестьяне при рытье колодцев находили остатки древних строений, никто уже не связывал их с забытым городом. Как объект Всемирного наследия  Помпеи более всего интересен тем, что дает возможность познакомиться с типовой планировкой и застройкой римского города. Помпеи имели четкую планировку. Две главные улицы города проходили с севера на юг и с запада на восток. Остальные улицы, мощеные каменными плитами, проходили параллельно главным, разделяя весь город на девять районов-кварталов. Центром городской жизни была прямоугольная площадь форума, окруженная зданиями храмов, базилики, городской курии, архива-табулария, рынка.
В южной части города находился большой театр с хорошо сохранившимися скамьями для зрителей, врезанными в склон холма, и сценой; он был рассчитан на 5000 зрителей. В юго-восточной части Помпеи размещался эллипсообразный амфитеатр, где происходили бои гладиаторов. А у ворот в городской стене обычно размещались гостиницы, трактиры, лавки, конюшни. В городе были также тюрьмы, публичный дом. Среди его жилых зданий (домусов) интерес представляют дома ремесленников с мастерскими и магазинами, а в особенности дома богатых людей, землевладельцев и торговцев. Судя по раскопкам, типовой богатый дом имел главную комнату - атрий - с бассейном (имплювием) в центре, куда через отверстие в крыше попадала дождевая вода. К атрию, где хозяин принимал деловых посетителей, примыкал его кабинет - таблиний, из которого открывался вид на перистиль - внутренний сад. К атрию и перистилю обычно примыкали столовая - триклиний - с ложами для трапезы, рассчитанная на прием гостей, а также спальни (кубикулы), библиотека. Имелась также баня с холодной и горячей водой. 
   По всей видимости эротика на протяжении тысячелетий оставалась одним из важнейших компонентов культуры Древнего Рима. Ученые, раскопавшие Помпеи и Геркуланум, были удивлены тем, как много "нескромных" изображений постоянно присутствовали в обыденной жизни римлян. Там были лампы с носиками для масла в виде фаллосов. Сосуды для вина не менее сомнительной формы или настенные изображения мифологических сцен. Выходило так, что куда бы римлянин ни взглянул, всюду перед ним открывалась какая-нибудь "обнаженка".
Фрески Помпеи.
   Дома в Помпеях интересны не только своей внутренней планировкой, но и декоративным убранством - скульптурой и в особенности хорошо сохранившимися яркими фресками, изображавшими людей, животных, мифических богов, цветы, орнаменты. На отдельных виллах встречаются фрески эротического содержания, показывающие различные мифологические персонажи. После открытия Помпеи эротические фрески долгое время держались под секретом и оставались недоступными для изучения. Относительно недавно был открыт доступ к ранее закрытым фрескам , однако полная их демонстрация подлежит жесткой цензуре ещё во многих странах.
 
Что посмотреть в Неаполе?
 
   Дуомо Кафедральный собор Неаполя во имя Св.Януария, возведенный в XIII веке и впоследствии не раз переделанный, обладает фасадом XIX века, за исключением трех готических порталов (1407 г.), украшенных рельефами Антонио Бабоччо. Во внутреннем зале, из правого нефа, можно пройти к приделу Св.Януария (Capella di San Gennaro), иначе называемому Сокровищница (Tesoro), шедевру эпохи барокко, расписанному Доменикино и Ланфранко в XVII веке. Именно тут хранятся флаконы с кровью Св.Яннурия, Небесного покровителя города, содержимое которых подвергается разжижению дважды в год, в мае и сентябре.
   Сан Лоренцо Маджоре.“Большая” церковь Св.Лаврентия, сооруженная францисканцами в XIII-XIV веках, - один из лучших образцов неаполитанской готики. В 1334 году тут повстречались Боккаччо и Фьямметта, а в 1345 году в братских корпусах жил Петрарка. В однонефном интерьере, в боковых капеллах находятся: деревянное распятие XIV века; надгробие Екатерины Австрийской 1325 г.; надгробие Робера д’Артуа и Иоанны де Дураццо (1399 г.). Из храма можно выйти к остаткам римских и греческих строений.
   Маскье Анджоино Анжуйский донжон (Maschio Angioino), называемый также Новым Замком ( Castel Nuovo), был сооружен Карлом Анжуйским в качестве резиденции своего двора около 1280 года, потом переделан Альфонсом I Арагонским для той же цели в XV веке, и тщательно реставрирован в начале XX века. После арагонцев замок служил резиденцией испанского вице-короля. Массивная цитадель с цилиндрическими башнями имеет парадный вход, Триумфальную арку, сооруженную в честь воцарения Альфонса I в 1443 году и украшенную разнообразной скульптурой. Внутри следует обратить внимание на Палатинскую капеллу Св.Варвары и величественный Зал Баронов. В Пинакотеке Городского музея ( Museo Civico di Castel Nuovo) – фрески эпохи 14 столетия, а также произведения Маттия Прети, Солимены, Винченцо Джемито, Караччоло. В аванзале музея – красивая бронзовая дверь (Гульельмо Монако 1475), снятая с портала вместе с застрявшим в ней пушечным ядром.
   Королевский дворец (Palazzo Reale) был сооружен зодчим Доменико Фонтана к 1602 году для испанского вице-короля; в начале XIX века хозяином Палаццо стал Иохим Мюрат. Протяженный фасад, с 8 нишами, где водружены статуи неаполитанских государей, выходит на Пьяццу дель Плебишито. Огромная Парадная лестница ( Scalone d’Onore) ведет к Историческим апартаментам, с произведениями неаполитанского искусства XVII-XVIII веков (кстати – дарения Николая I). В дворцовых интерьерах выделяется Придворный театр (Teatro del Corte), построенный Фердинандо Фуга в 1768 году. Один из корпусов дворца занят Национальной библиотекой.
   Галерея Умберто Примо - роскошный пассаж конца XIX века имени короля Умберто I, характерный для “галерей” в других итальянских городах периода “belle epoque”, со временем стал популярным местом рандеву и деловых встреч. Здесь, под внушительным покрытием из стекла и металла, находился и Театр Маргарита, посещавшийся такими известными персонажами как Д’ Аннунцио, Сальваторе ди Джакомо, Скарфольо.
   Кастель дель Ово. “ Замок яйца” (Castel dell’Ovo) стоит на живописном островке у Морского посада (Borgo Marinaro), с его старыми домами рыбаков и знаменитыми трактирами, выходящими к прославленной бухте Санта Лучия. Замок появился в XII веке на том месте, где существовала вилла Лукулла, знаменитого своими пирами, а позднее – византийский монастырь. Его странное название объясняется в одной средневековой легенде: поэт Вергилий якобы закопал под замком волшебное яйцо, от цельности которого зависят судьбы мира. Крепостные стены замка заключают в себе сторожевые башни, темницы, готические залы, склады, капеллы и монастырские кельи.
  Кастель Сант’Эльмо. Замок Св.Эльма (Castel Sant’Elmo) – один из главных “ персонажей” партенопейской истории: отсюда владыки края следили как за событиями в Неаполе, так и за морской навигацией. Превосходное стратегическое положение холма первыми оценили анжуйцы, устроившие тут крепость в начале XIV века, однако современную звездообразную конфигурацию комплекс получил позднее, при арагонском правителе, вице-короле Педро Толедском. Замок, первоначально именуемый и как Бельфорте, вошел в современный городской контекст после долгого использования в качестве военной тюрьмы. Внутри находится церковь Св.Эльма (Эразма) XVI века и капелла Санта Мария дель Пилар XVII века. В замке укрывался царевич Алексей, увезенный хитростью в Петербург.
   Чертоза Сан Мартино - Картезианский монастырь Св.Мартина (Certosa di San Martino) доминирует над городом с холма Вомеро. Обитель построил в XIV веке Тино да Камаино и другие зодчие по заказу Анжуйских правителей, а в XVII веке ее перестроил в стиле барокко Козимо Фанцаго. В настоящее время в ее братских корпусах – Национальный музей Сан Мартино. Главный храм, сооруженный в XVI веке архитекторами Дозио и Фанцаго, пышно украшен мрамором, скульптурами и живописью мастеров неаполитанского Сейченто (17 века), в том числе Массимо Станционе (Снятие с креста), Баттистелло Караччоло (Омовение ног), Ваккаро, Рени, Солимены. В приделе Сокровищницы (Capella del Tesoro) – красивая фреска Луки Джордано. В музее существует секция, посвященная любопытнейшей неаполитанской традиции – Рождественским яслям (Presepi) XVIII века; Пинакотека, с картинами Солимены, Сальваторе Розы, Караччоло, Луки Джордано и других неаполитанских художников, вплоть до XIX века; Скульптурная секция, с произведениями Тино да Камаино, Саммартино, Пьетро Бернини; Cекция прикладного искусства, со стеклом из Мурано и фарфором из Каподимонте. Необыкновенно красив Большой клуар (Chiostro Grande) XVI-XVII веков.
   Национальный археологический музей - это один из самых больших и самых важных археологических музеев мира, хранящий образцы греко-римской цивилизации, обнаруженные при раскопках в Помпеях, Геркулануме, Стабиях. Музей, основанный в конце XVIII века Бурбонами, ныне размещается в огромном дворце эпохи XVI века, некогда служившем казармой, а затем университетским факультетом. На нижнем этаже – раздел мраморной скульптуры: известная группа Тираноубийцы (Tiranicidi), римская копия греческого оригинала Крития и Несиота (V в. до Р.Х.); рельеф Гермес, Орфей и Эвридика (V в. до Р.Х.); Афина, копия с оригинала круга Фидия; Дорифор из Помпей, одна из лучших копий с оригинала Поликлета; Эфеб, также из Помпей; Венера Каллипига (т.е. “ с красивыми ягодицами”), копия эллинистической работы; Бык Фарнезе (Toro Farnese), из Рима, а также копия эллинистической работы. На первом полуэтаже выставлены мозаики, все- из Помпей: огромная битва Дария и Александра; Морская фауна со схваткой лангуста и осьминога; Бродячие музыканты; Академия Платона; Сеанс магии. На втором этаже статуи, картины и другие находки из Виллы Папирусов в Геркуланоме. В разделе живописи – портрет Паквия Прокула и его супруги, из Помпей; натюрморты; Диана-охотница и т.н. Весна, нежные фрески из Стабий; Играющие женщины из Астрагали, монохромная картина из Геркуланума; Тезей и Минотавр из Помпей; Геркулес и Телеф из Геркуланума. Советуем посмотреть также Собрание драгоценностей (Collezione dei Preziosi); Секретный кабинет (Gabinetto Segreto) c эротическими произведениями (вход по записи); Раздел технологии (Sezione di Tecnologia), с древними орудиями.
   Королевский дворец Каподимонте. Дворец (Palazzo Reale di Capodimonte), благодаря своим огромным размерам, внушительности фасадов, известен также как Государевы палаты в Каподимонте (Reggia di Capodimonte). Дворец начали строить в 1738 году зодчие Джованни Антонио Медрано и Антонио Каневари, согласно воле Карла III Бурбонского. Тот же монарх учредил известный Фарфоровый завод (Manifattura di Porcellane), переведенный позднее в другое место. Вокруг дворца простирается огромный парк, некогда лес Каподимонте (Bosco di Capodimonte), из разных уголков которого открываются великолепные панорамы на город и залив. Венценосный Карл и начал знаменитую коллекцию, вначале унаследованную им от Фарнезе, а впоследствии превратившуюся в Национальный музей и галерею Каподимонте. Многочисленные покупки, различные пожертвования и наследства, а также необходимость надежной крыши для шедевров церковного искусства привели к появлению одного из самых важных музеев Итальянского Юга, пинакотека которого имеет международное значение. В музее выставлены представители тосканской, умбрийской, венецианской, эмильянской, ломбардской и, конечно же, неаполитанской (XIII-XIXвв.) школ, а также зарубежные корифеи. Среди шедевров собрания-Распятие Мазаччо; Робер Анжуйский, коронуемый Св.Людовиком Французким Симоне Мартини; Портрет Папы Павла III Фарнезе Тициана; Дева Мария с младенцем и Ангелами Боттичелли; Вознесение Девы Марии; Преображение Джованни Беллини.Прелестны также многочисленные произведения декоративного искусства из бронзы, серебра, слоновой кости, в том числе – ларец Фарнезе (Cofanetto Farnese). В исторических апартаментах,наполненных фарфором, мебелью и прочим, выделяется Фарфоровый Салон Salottino di Porcellana), устроенный во второй половине XVIII века. Коллекция де Чиччо посвящена декоративному искусству, преимущественно фарфору и майолике.
   Катакомбы Сан Дженнаро. К Катакомбам (Catacombe di San Gennaro) можно пройти из церкви Мадре дель Буон Консильо, иначе Мадонна дель Каподимонте. Катакомбы, устроенные на двух уровнях, возникли еще во II веке. Самые большие на юге Италии, они богато украшены античной и средневековой (вплоть до X века ) стенописью. Среди картин выделяется образ Св.Януария, написанный в V веке, в эпоху, когда тут почивали мощи Святого, почитаемого впоследствии Небесным покровителем города.
Подземный город. У храма Сан Паоло Маджоре начинается необыкновенно интересный маршрут по подземному Неаполю. Тут можно осмотреть фрагменты древнеримского водопровода, вероятно, акведука Августа, доставлявшего горожанам воду из реки Сарно по гидравлической системе длиною 170 км. В настоящее время под поверхностью земли обнаружено множество цистерн и помещений, предназначение и возраст которых достоверно узнать трудно. Привычку копать под землею, хотя бы ради стройматериалов, имели уже древние греки и римляне. И в наши времена подземельями иногда пользовались в практических целях, как например, в качестве бомбоубежищ во время Второй мировой войны. Иногда в пустотах под городом можно обнаружить небольшие фабрики, мастерские, студии художников. Подземный Неаполь иногда устраивает сюрпризы для горожан, когда земля буквально разверзается под их ногами. Но этого ждать не обязательно: для посещения подземелий достаточно присоединиться к экскурсии “Подземный Неаполь” (Napoli Sotterranea, вход с площади Сан Гаэтано, 68).

© 2010 - 2017 ITALY PASSION